Примечательно, что 2011 год — юбилейный как для произведения «Юнона и Авось» (ему исполняется
30 лет), так и для жанра оперы в контексте Сум.
Мало кто знает, что ровно сто лет назад впервые с гастролями в Сумах побывала итальянская опера. Об этом «Данкору» рассказал краевед Алексей Ленский, недавно издавший брошюру «Миланская опера в Сумах».
Информацию о постановках оперы в Сумах Алексей Ленский нашел в областном архиве, работая с газетами «Сумской вестник» за 1913 год.
«Вчера в театре Корепанова (ныне ТЮЗ. — Ред.) открылись гастроли итальянской Миланской оперы под управлением бр. Гонсалец. <…> Публики было очень много. Труппа произвела самое приятное впечатление. Пожелаем ей дальнейшего успеха», — гласит рецензия за 20 января 1913 года, подписанная неким К.
Впечатлениями же от последующих постановок оперы в Сумах с читателями «Сумского вестника» делился критик, некий Е. В его рецензии читаем:
«20 января давали «Сельскую честь». Итальянская опера дирекции Гонсалец была в Сумах два года тому назад и тогда зарекомендовала себя оперой хорошо обставленной в вокальном отношении. В воскресенье мы слушали «Сельскую честь», музыка Масканьи, и «Паяцы» Леонкавалло. <…>»
Из рецензий, опубликованных в том же «Сумском вестнике», Ленский узнал, что Миланская опера пробыла в Сумах с 19 по 25 января. Причем три последних дня спектакли ставили в Доме общественных собраний (теперь это областная филармония на Петропавловской. — Ред.), утверждает историк. За это время итальянцы дали знаменитые «Риголлетто» и «Травиату» Верди, «Фауста» Гуно, «Джиоконду» Понкиелли.
«Это был прощальный спектакль итальянцев. Они внесли, несомненно, оживление в сумскую жизнь. От всей души желаем, чтобы они почаще были в Сумах», — сообщает рецензия на кульминационную постановку — «Кармен» Бизе.
— Из рецензий мы узнаем, что впервые труппа Гонсалец была в Сумах в 1911 г., но тогда еще не было газеты «Сумской вестник», а в архиве никаких сведений за этот период нет. Ни в одном из наших музеев не сохранились афиши этих выступлений. Сложно сказать, в каком театре Милана выступали эти актеры — в «Ла Скала» или в «Даль Верме». Возможно, что-то сохранилось в Музее театра «Ла Скала», но мне такие путешествия не по карману… Сегодня итальянские оперные певцы дальше Киева не бывают, а у меня есть мечта пригласить их и в наше время посетить Сумы, — говорит А. Ленский.
«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.
Ее премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Впоследствии опера была поставлена в Париже, на Бродвее в Нью-Йорке, в Германии, Нидерландах, Польше, Венгрии, Чехии, Южной Корее. В «Ленкоме» за 30 лет спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идет с неизменным аншлагом (исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно (до несчастного случая) выступал Николай Караченцов).
В Сумах «Юнона и Авось» собрала аншлаг. Сумчане увидели крымскую интерпретацию рок-оперы в постановке молодого режиссера Владимира Косова, заключившего соглашение с московскими авторами этого произведения. Особенностью работы Косова стало то, что главные роли исполняли артисты балета, поэтому к традиционному названию жанра «рок-опера» постановщик приписал слово «балет».
Для тех, кто не знает. «Юнона» и «Авось» — это названия двух парусников, на которых совершала свое плавание экспедиция Николая Резанова. Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43-х лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только 35 лет спустя английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в смерть любимого, Кончита дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия — до самой смерти.
А спустя еще два века произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».