Впервые о стоках мне рассказала знакомая Оксана полгода назад. Мол, есть такие магазины, где фирменные вещи известных марок можно купить вдвое дешевле, чем в бутиках.
— Я целый день проторчала в стоке, — поделилась девушка, — нашла себе офигенные джинсы «MUSTANG» всего за 200 гривен. И сразу видно, что настоящие.
Когда Оксана потащила меня в один из самых первых стоков Сум на Козацком валу, я скептически отнеслась к этому. Небольшой магазинчик, ряды вешалок…
— Какой-то секонд хэнд, — фыркнула я, но уже через пять минут готова был взять свои слова обратно.
Действительно, когда человек впервые заходит в сток, ему кажется, что он попал в секонд. Но многие уже почувствовали разницу, и даже наметилось разделение: в секонд хэнды ходят пенсионеры и малоимущие, а в стоках одеваются студенты и средний класс.
Итак, в чем отличие секонд хэндов от стоков? Секонды — это одежда, которую какой- нибудь мистер Смит из Цюриха купил, поносил чуток (или, допустим, не стал носить) и сдал в специальный пункт приема барахла. После этого вещи из серии «вторые руки» попадают в украинские секонд хэнды.
Со стоками другая история. Английским словом «stock» называют вещи из неполных коллекций. К примеру, портнихи фирмы «MEXX» накроили партию джинсов, да забыли сшить какой-нибудь размер. Такую коллекцию уже не могут отправить в фирменный магазин, и фабрика вынуждена сбыть партию на сторону. А порой многие вещи западных бутиков остаются нераспроданными. «Чего добру пропадать?» — решили предприимчивые европейцы и стали реализовывать такую одежду в Украине.
Получается, что в стоках продают совершенно новую одежду. Качество здесь на высшем уровне: китайский ширпотреб в категорию «stock» не попадает. На многих вещах стоят ценники с евро. Это вещи, которые не проданы в Европе.
В сумских стоках продается одежда из США, Германии, Бельгии, Англии… Как правило, сумские предприниматели закупают товар у фирм-оптовиков, ведь покупка стока прямо с фабрики или магазина в Европе может в конечном итоге сильно взвинтить розничную цену на вещь. Обновляется ассортимент везде по-разному: раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц.
В одном из стоков нам вручили визитку с телефоном. Мол, клиенты звонят по указанным телефонам и узнают, когда будет поступление. Все самые интересные вещи разбирают в первые дни. Можно смело сказать, что в Сумы пришла мода на stock. На отсутствие клиентов продавцы пожаловаться не могут. Открываются все новые точки. Это реальная возможность для небогатых людей приобрести дорогие вещи.
Люди прочно ассоциируют слово «сток» со словом «слив». На самом деле это не так.
В США, где зародилась культура «стоковой» торговли, сток-центр — это магазин распродажи старых брендовых коллекций.
По данным различных международных исследований, Америка является крупнейшим в мире потребителем швейцарских часов, немецких машин, бриллиантов из Сьерра-Леоне, одежды от французских модных домов и коллекций прет-а-порте известных марок. Весь этот товар везут в Штаты в огромных количествах. Владельцы бутиков обновляют свои коллекции два раза в год, ибо американцы, чей среднемесячный доход составляет больше трех тысяч долларов, не носят вещи дольше одного сезона. Это не то что считается неприличным — американцы очень демократичны во всем, в том числе и в одежде. Просто не принято.
Разумеется, на прилавках остаются излишки, которые и попадают в конечном итоге в сток-центры. Скидки в стоках составляют до 80 процентов первоначальной цены. Тем не менее покупатель может быть уверен, что даже за эти «копейки» он покупает фирменную вещь высокого качества.
Стоки пользуются большой популярностью и занимают значительный сегмент рынка. Небогатые американцы покупают там одежду на все случаи жизни, состоятельные «буржуи» тоже иногда захаживают, чтобы купить одежду для домашней работы или поездок на пикники.
Кстати, у американцев есть одно очень хорошее качество: позиция невмешательства, даже намеком, в вопросы имиджа и внешнего вида другого человека. Это считается элементом культуры. Так что, дорогие земляки, идти или не идти в сток — личное дело каждого.
Когда стоковые магазины впервые заявили о себе в Сумах, многие обходили эти подозрительные на первый взгляд места покупки, считая их чем-то второсортным, а иногда даже путая с секонд хэндами. Вот мнения случайных прохожих.
Роман, 23 года:
— Честно говоря, до последнего момента я не мог понять, что представляет собой сток. Но считал, что там торгуют некачественной или бракованной второсортной одеждой, поэтому никогда не переступал порог этих магазинов. Мнение изменили щеголяющие в модных брендах друзья. Они объяснили, что в стоке можно одеться лучше, чем в обычных магазинах.
Наталья, 45 лет:
— Всю жизнь считала, что стоки — это дорогие секонд хенды, и никогда ничего там не покупала.
На деле стоковые магазины не имеют ничего общего с торговлей ношеной одеждой. Согласно официальному определению, сток — это нераспроданный ассортимент фирменных магазинов и марок.
Действительно, в середине 90-х годов прошлого века идея магазина с качественной и недорогой европейской одеждой была реализована в форме секонд хенда. Уже тогда некоторые практичные граждане обнаружили, что, разбирая горы разномастных вещей, можно наткнуться на настоящую жемчужину — главное, запастись временем и упорством. Но, несмотря на доступную цену такого товара (одежда продавалась на вес) и общую неискушенность населения в вопросах моды, не все восприняли на ура возможность носить хоть и иностранную, но все же бывшую в употреблении одежду.
К счастью, времена изменились. Сегодня в стоках за приемлемые деньги можно купить не только одежду и обувь известных марок, но и детские товары, различную утварь для дома, бижутерию, подарки, сувениры, игрушки и даже книги.
"Наскоком по стокам" - читайте в рубрике "Стиль" о том, чем торгуют сумските стоки.