В пресс-центре «SumyNews» 16 марта состоялся «круглый стол» на тему «Избирательная реформа по-настоящему». Во время пресс-конференции эксперты говорили о концепциях для новой редакции Закона "О выборах народных депутатов Украины" и Закона о местных выборах.
Елена Чебаненко, эксперт избирательной группы «Реанимационный пакет реформ»:
- Существует инициатива «Реанимационный пакет реформ», в рамках которой действует большое количество профильных групп, занимающихся различными вопросами. Разчные группы, которые занимаются вопросами, связанными с выборами, объединились под эгидой «Реанимационного пакета реформ» и работают в рамках группы по реформированию избирательного законодательства. Коалиционное соглашение закрепило определенные требования и ожидания относительно реформ избирательного законодательства. Поскольку радикальных шагов на сегодняшний день еще не сделано, решили попробовать помочь народным депутатам. На сегодня разработаны две концепции реформ: концепция реформирования закондательства о парламентских выборах и концепция реформирования законодательства о местных выборах. Сейчас занимаемся тем, что пытаемся организовать публичную открытую дискуссию относительно содержания реформ. Изо всех сил стараемся привлечь на нашу сторону народных депутатов, поскольку прекрасно понимаем: решение все же принимать им. Подчеркиваем: избирательная реформа-это вопрос парламентской ответственности. Не раз заявляли о том, что реформирование законодательства по парламентским и местным выборам должно вестись параллельно. Мы требуем создания рабочей группы при Комитете по вопросам верховенства права и правосудия Верховной Рады Украины, которая занималась бы этими законами и включала не только депутатов, но и представителей общественности. Такая группа, несмотря на заявление председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана, не создана, однако была создана экспертная группа при председателе Верховной Рады, которая занимается разработкой закона о местных выборах.
Мы начали широкую кампанию по привлечению максимального количества экспертов к обсуждению, проводим серию «круглых столов», посвященных различным аспектам избирательной реформы в Киеве. Начали своеобразный тур по регионам, где постараемся выяснить позиции экспертов из регионов.
Когда говорим о парламентских выборах, то в первую очередь следует говорить об изменении избирательной системы. В концепции мы предлагаем введение пропорциональной избирательной системы с открытыми списками, с голосованием по многомандатным округам. Она обеспечит действенность парламента, поскольку считаем, что одной из задач изменения избирательной системы является политическая структуризация общества, которая напрямую будет отражена в усилении роли политических партий и изменении их качества. Соответственно, основными субъектами на выборах будут, безусловно, политические партии . Они должны ставить более серьезные, более существенные требования для избранных ими народных депутатов, а это может привести к более согласованной, более сбалансированной работе парламента - в смысле согласования позиций различных политических сил. Такая система минимизирует риск подкупа избирателей и влияние административного ресурса на результаты выборов. Она способствует развитию внутрипартийной демократии и местных парторганизаций. Для того чтобы получить конкретные мандаты в конкретных округах, партии должны задуматься над тем, кого они предлагают.
Евгений Радченко, директор по развитию "Интерньюс-Украина", главный эксперт группы по реформированию избирательного законодательства «Реанимационый пакет реформ»:
- С местными выборами все гораздо сложнее. Нас выборы ожидают в октябре, если ничего не изменится. А измениться может. Коалиционное соглашение говорит о том, что выборы в сельские, поселковые советы проводятся по мажоритарной системе (правда, не уточняется по какой). А выборы в районные, городские, областные советы должны проводиться по пропорциональной системе, с открытыми списками. Сельские, поселковые и выборы городского головы - это мажоритарная система относительного большинства. И выборы мэров «крупных городов» (правда, не знаем, что народные депутаты подразумевают под термином «крупный город») проводятся по мажоритарке абсолютного большинства, в два тура. Что это значит? Применяем различные избирательные системы на местных выборах, а если применим пропорционку с открытыми списками, это будет означать, что избиратели будут получать разные бюллетени с различными способами голосования.
Предлагаем несколько отойти от положений коалиционного соглашения. Если верить ему, будем ждать изменений в Законе о местных выборах примерно в июне, а в октябре уже выборы. Это значит, что закон окажется недопонятым, не усвоенным ни партиями, ни избирательными комиссиями, ни журналистами, будет применяться, что называется, «с колес». Поэтому предлагаем к избирательной системе подойти более ответственно и применить многомандатную мажоритарную избирательную систему на уровне села, поселка, района и небольшого города. Предлагаем многомандатную мажоритарку, где округ - это село, населенный пункт.
Почему предлагаем пропорционалку с открытыми списками на уровне города и мажоритарную систему в два тура для выборов мэра? Это нужно для того, чтобы сильного мэра, который выбран в два тура, уравновесил достаточно сильный политически структурированный совет. Есть понятие «ратушные партии». Это структуры, которые не хотят идти дальше своего города, области. В нашем случае ратушные партии иногда перевоплощаются в откровенно серпаратистские движения или проекты. Для того чтобы предотвратить такие вещи, предлагаем 5%-ный барьер. Также нужен высокий избирательный залог.
Сама избирательная кампания должна подешеветь. Прежде всего за счет средств, которые можно проконтролировать - на наружную и телевизионную рекламу. Предлагаем отказаться от жеребьевки как от процесса, который не позволяет сформировать обученные и квалифицированные избирательные комиссии.
Олег Медуница, народный депутат Украины:
- Новая избирательная система с открытыми партийными списками должна привести к повышению роли политических партий, к невозможности узурпировать власть отдельными политическими силами в тех или иных территориальных единицах. Она должна привести к тому, что купить голоса избирателей, а следовательно, получить победу станет труднее. Потому что любой кандидат в местные органы власти должен работать, а не просто покупать место в списке.
Пока трудно что-либо сказать о том, как будет проходить административно-территориальная реформа. Если она будет проходить так, как сейчас запроектировано, то очевидно, что по этой концепции выборы в районные советы нельзя будет проводить, т.к. не будет этих районных советов вообще. Если сейчас выбираем те же органы власти по новому закону, то потом, после проведения административно-территориальной реформы, надо будет проводить перевыборы. Тогда возникает вопрос: на сколько меняем избирательную систему - на полгода или на год? Я думаю, если бы была политическая воля у руководителей фракций, то административно-территориальную реформу в нынешних условиях (иногда даже из-под палки), можно было бы провести. Я бы говорил о том, что сначала надо провести административно-территориальную реформу, а затем выборы в новые органы власти в новых территориальных единицах, которые будут сформированы. Я не вижу в этом никакой трагедии.
Ольга Сергеева